Каталонская готика возникла на стыке нескольких национальных культур. Каталония (исп. Cataluna от лат. Gotholunia - западно-готские земли ) - область на северо-востоке Испании. Коренные жители восточной, средиземноморской части Пиренейского полуострова - каталонцы (исп. Catalan) - в течение веков испытывали влияние кельтской, финикийской, эллинской культур.
В I в. н. э. подвергались романизации, в 713 г. были покорены арабами, в конце VIII в. - франками. Каталонцы - искусные мореплаватели. Через г. Барселону, расположенный на побережье Средиземного моря, в Испанию проникали предметы искусства Востока. В XI-ХП вв. вместе с частью Южной Франции земли Каталонии составляли Испанскую марку . Каталонцы имели владения на островах Средиземного моря - Корсике, Сардинии, Сицилии. В их национальном темпераменте соединились черты галлов и греков, карфагенян и берберов.
В VI в. в результате реконкисты, отвоевания Испании у мавров, Каталония была объединена с Валенсией и Арагоном. В развитии искусства романского и готического периодов в Каталонии значительным был вклад мосарабов (исп. mozarab от искаж. арабск. musta'rib - арабизировавшийся ) - христиан, испытавших длительное влияние мавританской культуры, а также морисков - арабов, оставшихся в Испании после реконкисты. Эта особенность сказалась на развитии средневековой архитектуры Каталонии. Вместо стрельчатых арок, типичных для французской Готики XII-XIV вв. , в каталонской архитектуре типичным элементом стала диафрагма - широкая полуциркульная арка. Средневековые каталонские храмы происходят от романских монастырских дормиториев (больших спальных помещений для монахов) с плоскими деревянными потолками. Продольные и поперечные балки таких потолков, под воздействием мавританского искусства, ярко расписывались.
Готический собор в Барселоне имеет центральный неф, намного превосходящий по размеру боковые нефы, одну башню и небольшие боковые шатры (вместо двух симметричных башен западного фасада французской и германской Готики). Внутреннее пространство храмов каталонской готики XIII-XIV в.в.. тяготеет к зальному типу, отличается ясностью, простотой, даже некоторым рационализмом, что необычно для готического стиля. Во многих постройках ощущается влияние Италии, особенно примечательны лоджии и внутренние дворики - патио, распространенные в Тоскане. В этом прослеживается общность романских корней итальянской и каталонской архитектуры.
В 1934 г. в Барселоне был основан Музей каталонского искусства. Кроме средневековой скульптуры, алтарей - ретабло, в этом музее экспонируются уникальные каталонские росписи романского периода, свезенные из далеких, разбросанных по Пиренеям маленьких городков. По специально разработанной технологии они снимались со стен вместе со слоем штукатурки и монтировались в музее. Название фрески в отношении этих произведений неточно, поскольку только первый слой прописывался по сырой Штукатурке, а все последующие писались темперой по сухому .
Самые замечательные образцы X-ХII в.в. происходят из церквей Сант Климент и Сайта Мария в Тауле. Они монументальны, архаичны и вместе с тем декоративны. Огромные глаза, резкие черты ликов, жесткие контуры, локальный цвет... Каталонские фрески мистичны, возвышенны, но одновременно непосредственны и наивны. Позы и жесты изображенных фигур значительны, но их застылая выразительность достигается не моделировкой формы, динамикой, пластикой, а лапидарностью.
Свободные от церковных канонов, они по-деревенски крепко, добротно сделаны. Своеобразный средневековый экспрессионизм этого крестьянского искусства подчеркивает плоскостность цвета: кирпично-красньш фон, охристые, оливково-зеленоватые, густо-синие тона. Контуры обведены черной краской. В каталонских фресках усматривают течение византинизма XIII в. Однако объяснить их уникальный стиль исключительно византийским влиянием невозможно. Французский исследователь А. Грабар настаивал на решающем вкладе в это необычное искусство испанских мосарабов. Действительно, для арабо-мусульманского искусства характерно усиление выразительности средствами предельной обобщенности формы, цвета, ритма, силуэта. Не эти ли фигуры вдохновляли великого Эль Греко? Значительное влияние оказали каталонские фрески на молодого П. Пикассо.
|