Александровский классицизм |
Декор - Стили в дизайне |
Александровский классицизм - историко-региональный стиль русского искусства начала XIX в. Проявился, главным образом, в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Петербурга до начала Отечественной войны 1812 г. Название ввел в обиход художник и историк искусства И. Грабарь в 1912 г.
Истоки С обильным запасом величавых античных образов и самоновейших политических идей вступил Александр в действительную жизнь . Молодому императору был присущ дар вестничества и он сумел сыграть, несмотря на свой ранний и таинственный уход, роль доброго вестника в искусстве и в архитектуре Петербурга. Главная особенность художественного стиля александровского классицизма состояла в романтических идеях последовательного проникновения в глубь веков: от открытий Геркуланума и Помпеи, вдохновлявших художников предшествующей эпохи, через изучение канонов Витрувия и А. Палладио к руинам дорического храма Пестума и, еще далее, вплоть до Египта. Причем основной формообразующей идеей подобного историзма было стремление к наивозможной простоте, ясности, монументальности. Если екатерининский классицизм второй половины XVIII в. по словам Грабаря черпал свое вдохновение в формах римского искусства, и эти формы сохраняли свое обаяние и в царствование Павла , то с воцарением Александра решающее значение получили формы Древней Греции, притом Греции архаической VI и V веков. От архаизма греческого был один только шаг до Египта, влияние которого также не замедлило сказаться .
Тома де Томон - греческое не только для греков Другой зодчий александровского классицизма, француз Тома де Томон, перестраивая в 1806-1809 гг. дом графини Лаваль на Английской набережной, оформил его интерьеры в строгом и мощном дорийском стиле, напоминающем и Египет, а знаменитые гранитные львы у парадного подъезда этого дома настолько связаны с архаикой, что перекликаются с фигурами египетских сфинксов, находящихся напротив, через Неву у Академии художеств. В этот замечательный период рождались самые важные градостроительные идеи. То, с чем в предыдущее столетие не смог справиться Дж. Кваренги, осуществил Тома де Томон. Он сумел создать грандиозную композицию стрелки Васильевского острова с величественным зданием Биржи и ростральными колоннами. Тома де Томон учился в Париже, испытал влияние К.-Н. Леду и школы мегаломанов, их стиля, основанного на выразительном сочетании простых геометрических объемов.
Колонны... полуколонны... колонады... В здании Биржи использован иной композиционный прием колоннады, свободно опоясывающей объем здания и распространяющейся в окружающий ее пейзаж . Колонны расставлены мощно и широко (интерколумнии - расстояния между колоннами, оказались значительно шире, чем в античных постройках, что вынудило архитектора расположить в пролетах не один триглиф фриза, а два). Пространственный размах композиции усилен ростральными колоннами, по образцу древнеримских, но небывалой высоты (31,71 м), и гранитными спусками к воде. Колонны должны были служить маяками. Идея морского могущества России выражена аллегорическими скульптурами у подножия колонн. Они изображают великие реки: Волгу, Волхов (работа скульптора Ф. Тибо), Днепр и Неву (скульптор И. Камберлен). Скульптурные группы в аттиках восточного и западного фасадов Биржи - Нептун и Навигация - также (по последним данным) вероятнее всего исполнены фламандцем И. Камберленом. Эти произведения отличаются выразительной пластикой и романтическим монументальным стилем. Первоначальную планировку стрелки Васильевского острова осуществил А. Захаров. С именем этого русского зодчего связано другое выдающееся произведение архитектуры александровского классицизма - здание Главного Адмиралтейства (1806-1823). Перестраивая старое здание, возведенное И. Коробовым, Захаров бережно сохранил идею петровского времени - золоченый шпиц с корабликом, впервые появившийся в 1719 г. Главный фасад П-образного в плане здания растянулся на 407 м, боковые - на 140 м. Чтобы избежать монотонности, архитектор применил трехчастную композицию, умело разработав боковые ризалиты портиками, а в центре смело водрузил стрелу, похожую на мачту золотого корабля, на крышу греческого храма , опоясав башню колоннадой ионического ордера. Мотив кубического объема, прорезанного центральной аркой, повторен в композиции боковых павильонов, выходящих на Неву. Аттик центральной башни украшен рельефом Восстановление флота в России , исполненным И. Теребеневым (1812); по сторонам от арки - удивительные по красоте скульптурные группы Нимф, несущих небесную и земную сферы (Ф. Щедрин, 1812-1813), над аркой - осеняющие ее знаменами Гении Славы (И. Теребенев, 1812). Летящие Славы, трубящие победу, повторены на невских павильонах (рис. 183). По углам нижнего куба центральной башни расположены четыре сидящие фигуры античных воителей: Ахилл, Аякс, Александр Македонский и Пирр. Выше, на колоннаде - статуи четырех времен года, четырех ветров и четырех стихий , к которым добавлены фигуры египетской Исиды, покровительницы мореплавания, и Урании, древнегреческой музы астрономии (все фигуры повторены дважды, всего 28 статуй по числу колонн). Не сохранились уничтоженные в 1860-х гг. аллегорические фигуры лежащих рек перед портиками главного фасада, и двенадцати месяцев по углам треугольных фронтонов. А с постаментов перед невскими павильонами (где теперь находятся якоря) были сняты фигуры четырех частей света : Азии, Европы, Африки и Америки.
Петербург - новые Афины Несколько позднее, после работ К. Росси и О. Монферрана в период русского (петербургского) ампира , окончательно сложился не имеющий аналогов в мире Ансамбль Трех площадей центра Петербурга. Параллельно невскому течению слились воедино Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площадь, а центр трехлучевой планировки города, намеченный П. Еропкиным в период петровского барокко , был мощно обозначен сияющей золотом адмиралтейской иглой . Характерная черта стиля александровского классицизма - определяющая роль французского влияния - школы К.-Н. Леду и мегаломанов Королевской Академии архитектуры в Париже. Их принцип - выразительность простых геометрических объемов: куба, параллелепипеда. Такова же александровская архитектура: Одно стихийное стремление доминирует над всеми помыслами и идеалами эпохи, это - стремление к возможной простоте. Наружные и внутренние стены екатерининских зданий кажутся уже недостаточно простыми, и архитектор отбрасывает все, что не является безусловно необходимым, и для него нет большей радости, как суровая гладь стены. И только местами, только для того, чтобы еще более подчеркнуть торжественную красоту этой глади, он прерывает ее скульптурным фризом или легкой орнаментальной фигурой... . В то же время постройки александровского классицизма столь оригинальны и так тонко гармонируют с пейзажем, что в них, кажется, нет ничего французского.
|
Читайте: |
---|
Дизайн кухнь:
Выбираем обои на кухню![]() Выбирая обои на кухню, необходимо внимательно отнестись к основным характеристикам, определяющим качество материала. Прежде всего это – влагостойк... |
Цветовое оформление кухни![]() С древних времен кухня, в буквальном смысле слова, считалась подлинным «домашним очагом», сохранение которого играло большую роль для хозяйки дома и... |
Кухня, оборудованная по последнему слову техники![]() Так уж повелось, что кухня – это та часть квартиры, которая неизменно была и остается по сей день любимым местом общения родных людей и закадычных д... |
Кухня - любимое место в доме![]() В очередной раз хотелось бы обратить ваше драгоценное внимание на оформление моей любимой комнаты в доме - кухни. Поскольку, в силу своих физиологич... |
Дизайн коридора:
Что должно быть в прихожей?![]() Сейчас очень модно стало покупать закрытые шкафы с вешалкой для плечиков. Все это конечно же хорошо: не будет постоянно попадаться на глаза одежда д... |
Преддверие дома![]() Думается, что прихожая - самый необходимый компонент любого дома. Она защищает от зимних холодов и сквозняков, в ней оседает уличная грязь, висит се... |
Сразу после входа![]() Часто нас с головой накрывает искушение освободить как можно больше пространства, обойтись минимумом мебели и выбросить максимум ненужных вещей. И в... |
Сени Или Холл: Две Стороны Одной Прихожей![]() Прихожая - это то место, куда приходят. Приходят гости, желая пообщаться или попраздновать с хозяевами. Приходят хозяева, оставляя за порогом шум и ... |