Африканский |
Декор - Стили в дизайне |
Африканский стиль - (см. Африка) - искусство этого континента включает разные региональные школы, охватывает несколько исторических эпох и представляет собой, тем не менее, единый исторический тип, характеризуемый целостностью стилистических признаков, мало менявшихся в веках. В силу особых географических, климатических и исторических условий в сравнении, к примеру, со стремительно развивавшимся античным искусством Греции и Рима, творчество африканских племен оставалось архаичным. О, эта многоликая и неизменная Африка! Своеобразием отличается культура Древнего Египта, части Африки; она также относится к каноническому типу искусства (см. египетское искусство). Всю остальную Африку к западу от Нила древние греки называли Ливией. В X в. до н.э иудеи и финикийцы называли Африку страной Офир. В IX в. до н. э. северное побережье Африки было колонизовано финикийцами, ок. 815 г. они основали Карфаген. На Западе Африка граничила с Геркулесовыми столбами (Гибралтаром), считавшимися краем Земли. В VII в. н. э. северная часть Африки захвачена арабами (см. арабское искусство), восточная была провинцией (экзархатом) Византийской империи. В традиционном искусстве народов Африканского континента главное место занимает скульптура. В большинстве случаев она, как и ритуальные маски, делалась из дерева, поэтому самые древние образцы не сохранились. Тем, что известны - не более двухсот лет. Но их стиль, как и в любом примитивном народном творчестве, почти без изменений сохранил архаические черты, и поэтому бывает затруднительно определить, в какое время выполнено то или иное произведение. В XIV в. до н. э. древние племена, населявшие Нубийскую пустыню на юго-восточной оконечности Африки, испытали влияние египетского искусства, в дальнейшем развивались в контактах с цивилизацией Египта, затем христианской культурой Византии, позднее - Ислама (см. мусульманское искусство). Греки назвали жителей этой страны эфиопами (греч. aithiopes - черные лица ). Часть Эфиопии входила в состав Верхнего Египта, а государство Аксум (от греч. axulos - бедный лесом ) - с выходом к побережью Красного моря - поддерживало контакты с греко-римским миром, в IV в. его жители приняли христианство (под влиянием александрийской школы - в монофизитской форме). В центральных районах Африканского континента, в бассейнах рек Нигер и Конго, этническая культура развивалась изолированно и создала оригинальный художественный стиль. Наиболее распространены были ритуальные маски, но они не мыслились как самостоятельное художественное произведение, а являлись частью магического обряда с плясками и заклинаниями. Показательно, что после выполнения своей функции, маски, многие из которых изготавливались долго и тщательно, безжалостно уничтожались (см. бифункциональность; прикладное искусство). Формы африканских ритуальных масок разнообразны - от крайне натуралистичных до фантастических, зооантропоморфных с гипертрофированными деталями, или геометризованных вплоть до совершенно абстрактного объема. Оригинальны устрашающие маски с вставными зубами, рогами, обтянутые кожей животных и с длинными волосами. Отдельные маски необычайно выразительны из-за гротескных пропорций и преувеличенных деталей - огромные глаза, длинные носы или уши, подчеркнутая текстура, орнаментика. Все это - ничто иное, как приемы, стилизации, осмысленные европейцами лишь в искусстве XX столетия. Главное - увеличить нужное... Африканский скульптор легко и естественно (поскольку он не связан эстетической теорией) подчеркивает то, что ему кажется особенно интересным и важным, приемом увеличения - изобразительной гиперболой. Вероятно, этим же целям служит и геометризация, являющаяся в данном случае не только результатом длительной эволюции, абстрагирования природных форм, но и сознательным изобразительным приемом. Оригинальны по композиции деревянные кресла с опорами в виде стилизованных человеческих фигур. Они восходят к древнему обычаю, когда вождь племени восседал на спинах своих рабов. Здесь мы видим самобытное применение художественного тропа - композиционного приема метонимии. Самая древняя школа африканской скульптуры относится к культуре Нок, по названию селения в Нигерии, ее расцвет датируется V в. до н. э.- II в. н. э. Для школы Нок характерно сочетание предельно геометризованных объемов масок, голов вплоть до цилиндра, шара или конуса, с натурализмом отдельных деталей. В скульптуре Cao (VIII-XIX вв.), по имени народности, селившейся близ озера Чад, соединялись антропоморфные и зооморфные черты. Культуру Сао иногда называют глиняной , поскольку многие скульптуры выполнялись из обожженной глины. Африканская античность Классика африканской скульптуры - шедевры из г. Ифе в Юго-Западной Нигерии, исполненные в XII-XIV вв., - большие бронзовые и терракотовые головы, которые часто сравнивают с античными. Действительно, завершенность стиля, совершенство формы, тонкость моделировки, пластичность непроизвольно вызывают ассоциации с этрусским и эллинистическим искусством. Одной из самых известных для европейцев стала африканская скульптура мастеров селения Бенин в Южной Нигерии. Согласно местному преданию, ее жителей обучил бронзовому литью один из мастеров Ифе. Со временем стиль Бенин, действительно имеющий много общего с произведениями Ифе, достиг расцвета в XIII-XV вв. и сохранился почти в неизменном виде. В Нигерии, получившей независимость только в 1960 г., всегда было много европейцев, охотников за золотом и слоновой костью. Поэтому интересны в скульптуре мастеров Бенин гротесковые изображения европейцев. На территории Золотого Берега (ныне часть Ганы) в XVIII-XIX вв. в мастерских королевства Ашанти производилось множество изделий из золота местных рудников - браслетов, колец, пекторалей, корон для племенных вождей, амулетов. Отдельные вещи создавались из дерева и обивались золотой фольгой. Все они назывались акан - по наречию, на котором говорили местные жители. Многие из таких изделий, имевшие типично архаичный, геометризованный характер, вывозились в Англию и Португалию. Усилиями немецких этнографов большая коллекция африканской скульптуры собрана в музеях Берлина и Дрездена. Часть была приобретена Петром I в 1716 г. для Кунсткамеры в Петербурге. Яркость, необычность и выразительность стиля африканского искусства, его своеобразная классичность и, одновременно, экспрессивность, гротесковость формы, произвели огромное впечатление на европейских художников начала XX столетия. ...а также африканизация всех и вся! Значительное влияние африканского искусства испытал немецкий художник-экспрессионист Э. Л. Кирхнер. Африканской пластикой, как он сам вспоминал, заболел П. Пикассо в свой кубистский и посткубистский периоды. Даже возникновение кубизма как художественного течения сам Пикассо и многие теоретики искусства связывали с воздействием африканских форм. Румынский скульптор К. Бранкузи, работая в Париже в начале XX в., стилизовал форму головы и фигуры человека, доводя ее почти до абстрактного объема, и достигал, тем самым, сходства с африканской скульптурой. Под влиянием Бранкузи живописец А. Модильяни стал создавать рисунки, а затем и скульптуры кариатид - экспрессивно удлиненных голов и женских фигур - образцы изысканнейшей формальной стилизации. Изучал африканскую скульптуру и живописец, один из основоположников фовизма, А. Дерен, в своих картинах он иногда просто цитировал приемы африканского искусства. Экзотические формы искусства Африки сыграли значительную роль в формировании стиля Ар Деко, в частности, в работах П. Легрэна, а также в творчестве А. Матисса, Р. Дюфи, А. Джакометти, X. Мура, Ж. Липшица, О. Цадкина, Б. Бюффе, Ж. Дюбюффе и художников течения ар брют. В середине XX столетия сторонники теории афро-центризма - преимущества африканской культуры над рационалистической европейской - утверждали, что в психологии человека, не отделяющего себя от природы, доминирующими являются непосредственные ощущения формы, цвета, ритма. Именно поэтому художественная интуиция африканцев в разных видах искусства завораживает европейцев. |
Читайте: |
---|
Дизайн кухнь:
Как подобрать встраиваемую технику![]() Первый и самый главный момент: СНАЧАЛА нужно выбрать встраиваемую технику, а ПОТОМ уже заказывать кухню! Мебельные компании иногда вводят людей в за... |
Создатели пространства![]() Кроме перечисленных выше решений существуют и просто маленькие секреты, которые не только создадут дополнительные площади, но и внесут интригующие н... |
Способы вентиляции на кухне![]() Чтобы поддерживать нормальное качество воздуха в таком месте, как кухня, одним кондиционером не обойтись, а все время держать окна на распашку – вов... |
Кухня - любимое место в доме![]() В очередной раз хотелось бы обратить ваше драгоценное внимание на оформление моей любимой комнаты в доме - кухни. Поскольку, в силу своих физиологич... |
Дизайн коридора:
Прихожая в стиле минимализм![]() – Минимализм – это, прежде всего, отсутствие функционально необоснованных вещей. В такой прихожей нет места диковинным украшениям, помпезной мебели,... |
Театр начинается с вешалки![]() Подвесные, напольные, разных форм и размеров, выполненные из всевозможных материалов, вешалки не одно столетие верой и правдой служат человечеству. ... |
Обустройство небольшой прихожей![]() При создании интерьера квартиры обычно меньше всего внимания уделяют прихожей. Её то и дело уменьшают либо объединяют с другими помещениями, обставл... |
Отделка Прихожей![]() Черпая идеи из модных дизайнерских журналов и детально изучая их, люди тщательно продумывают удобный и стильный декор гостиных комнат, спален, кухни... |