Викторианский |
Декор - Стили в дизайне |
Викторианский стиль (англ. Victorian style ) - условное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца-консорта (англ, consort - супруг) Альберта (1819-1861). Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии мостиком в двадцатое столетие. Оно характеризовалось балансированием между традициями и реформами в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: victorianism и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для английского стиля . Эклектизм и стилистическая пестрота викторианизма объясняются также естественной реакцией на пуританский стиль, строгость предшествующей эпохи стиля королевы Анны и георгианцев . В искусстве викторианского периода выделяют три этапа:
Снова вошло в обиход понятие боязнь пустоты , но, в отличие от традиционной трактовки, к примеру, в искусстве Барокко, оно стало отражением иного, эклектического мышления, это заметно в оформлении жилых интерьеров. На фоне стилистически неопределенного декора без всякого порядка и разбора помещалось множество ненужных предметов (см. вещный интерьер ). Этот страх пустоты викторианцы принимали за комфорт, вкус и светский тон , - писал в своей книге по истории оформления интерьера Ч. Мак-Коркодейл. Далее он приводит слова немецкого историка искусства Н. Певзнера: Преобладающим складом сознания в Англии около 1850 года являлся объевшийся самодовольный оптимизм. Вот она, эта Англия, ставшая благодаря предприимчивости заводчиков и торговцев богаче, чем когда-либо, мастерская мира, рай благополучной буржуазии, управляемый королевой-буржуазкой и деятельным принцем-консортом . Вкусы того времени, распространенные повсеместно, вдохновили Генри Джеймса на ядовитые строки, посвященные домовладельцам: Они густо покрывали стены мишурным орнаментом и вырезками с какими-то странными разрастаниями и выпирающими складками драпировок; всевозможными безделушками, которые можно было разве что дарить горничным, этот неописуемый комфорт мог бы доставить большое удовольствие слепому . Характерен параллельным развитием стилей неогрек , Неорококо, Неоготики, византийского , мавританского , китайского стилей. Упадок искусства был неизбежен. Машинным способом можно было сделать быстро и дешево любой исторический декор : барочную резьбу из папье-маше, или крашеного гипса, золоченые рокайли из жести. Керамикой имитировали металл; викторианская мебель в стиле Людовика XIV соединялась с готическим декором.. И все это на фоне тяжелых занавесей и почерневших академических картин в золоченых рамах. В карикатурных проявлениях викторианский стиль - искусство имитаций и подделок, суррогат, в котором из дешевых материалов механическими приемами создавалась иллюзия роскоши других времен доброй старой Англии . Некоторой параллелью викторианского стиля в Англии можно считать поздний Бидермайер и стиль Макарта в Вене и Мюнхене. Понятно, что индустрия подделок, разлад между промышленным производством и эстетикой вызвали к жизни реакцию со стороны мыслящих, тонко чувствующих художников и теоретиков искусства, которая оформилась в нео , или позднеромантическое , направление и антиэклектическое движение . Его зачинателем стал англичанин, писатель Дж. Раскин. В 1843 г. он опубликовал первый том книги Современные художники (Modern Painters;. В этой книге Раскин призывал вернуться к природе , к искренности и простоте. Он ненавидел машинную цивилизацию. И единственное спасение искусства видел в возвращении к ранней Готике, к навыкам средневекового ремесла, когда мастер еще не был отчужден от производства вещи; он являлся одновременно архитектором и рисовальщиком, каменщиком и кузнецом. Раскин презирал технику, свои книги печатал и иллюстрировал сам, а затем развозил их, пользуясь не поездом, а дилижансом. Он был убежден, что только в средневековье, в эпоху гармонии искусства и жизни, духовные, религиозные и нравственные ценности преобладали над материальными. В следующей книге Камни Венеции (1851) великий идеалист и романтик обрушился на викторианцев , утверждая, что всякое машинное производство украшений бесчестно , оно нарушает главный принцип художественности: соответствие формы качеству материала и способу его обработки. Продолжателем идей Раскина был архитектор, рисовальщик-декоратор и писатель А. Пьюджин, один из лидеров Готического Возрождения в Англии. Пьюджин возглавил Католическое движение среди деятелей искусства, в своих рисунках и акварелях он копировал готическую мебель и изделия из металла, стараясь воспроизвести средневековые образцы с величайшей точностью, чтобы правдивее чувствовать дух истинного искусства . В 1843 г. Пьюджин опубликовал книгу Апология возрождения христианской архитектуры ( An Apology for the revival of Christian architecture ). К 1860-м годам относится наивысший подъем деятельности У. Морриса - художника, писателя и публициста, организатора движения Искусства и ремесла , ставившего целью возрождение традиций средневекового ручного ремесла. Эти начинания составили антивикторианское течение английского искусства середины XIX в. ( Anti-Victorian ) и подготовили второй, средневикторианский период . Он ознаменовался крупнейшим событием в истории - проведением первой Всемирной выставки в Лондоне (1851), а также инициативами принца Альберта и архитектора Г. Земпера по организации художественно-промышленной школы и музея декоративного искусства. Одним из проявлений антивикторианского движения была деятельность прерафаэлитов. Поздневикторианский период В искусстве викторианской эпохи он развивался под влиянием идей английского писателея У. Пэйтера, автора популярной книги об Итальянском Возрождении ( The Renaissanse , 1871). В других европейских странах, прежде всего во Франции и Германии, наряду с Нео-готикой, или стилем трубадур , с 1860-х гг. получает развитие неоренессанс - причудливое смешение элементов искусства Готики, Итальянского и Северного (немецкого) Возрождения, Маньеризма и Барокко. Англия ответила на это свободным возрождением Ренессанса ( Free Renaissanse revivals ). Среди них величественное сооружение - здание Парламента на берегу Темзы с Башней Виктории и часовой башней с колоколом Большой Бен - произведение архитектора Ч. Бэрри (1836-1860). Внутренняя отделка и мебель в готическом стиле созданы по рисункам О. Пьюджина. Искусство викторианской эпохи было эклектично и потому не составило единого художественного направления или стиля. Следовательно, и название викторианский стиль следует брать в кавычки, понимая его фигурально. |
Читайте: |
---|
Дизайн кухнь:
Расчет погонного метра кухниМногих из покупателей интересует такое понятие как «погонный метр». Очень часто, заходя в магазин, мы спрашиваем: Сколько стоит кухня? обычно слыш... |
Пол: как сэкономить?Можно покупать остатки коллекций – продавец, как правило, предоставляет на них существенную скидку. Чем это чревато? Придется брать больший запас на... |
Как сделать кухню красивой?Кухня - одно из важнейших помещений в доме, где мы проводим немало времени, поэтому в кухне все должно быть удобно и рационально. Прежде чем отпр... |
Переодетая кухняМилые сердцу каждой хозяйки «тряпочки» - занавески, скатерти, полотенца и прочее - сделают уютной и красивой любую кухню. Но если старые уже поистре... |
Дизайн коридора:
Прихожая - Лицо Каждого ДомаПрихожая комната - это лицо вашего дома. Ранним утром вы уходите с нее заниматься своими делами, но каждый вечер возвращаетесь в прихожую. Именно ин... |
Дизайн коридораМногие, когда берутся за ремонт в квартире, совершенно мало значения уделяют коридору. Мы привыкли думать, что коридор это всего лишь коммуникационн... |
Обустраиваем холлПервое впечатление производит холл в доме, именно он встает первым перед глазами, и говорит о натуре хозяев. Красиво будет смотреться деревянный ... |
Прихожая в стиле минимализм– Минимализм – это, прежде всего, отсутствие функционально необоснованных вещей. В такой прихожей нет места диковинным украшениям, помпезной мебели,... |