Популярные стили

Украшения стен горшками для комнатных растении?

News image

Интересной и смелой идеей для обустройства любого интерьера на сегодняшний день являются горшки для комнатных растений. Они будут ...

Романтизм

News image

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями гранд...

Авторизация




Венский модерн
Декор - Стили в дизайне

венский модерн

Стилистическое течение в искусстве Австрии периода Модерна конца XIX - начала XX вв. Название возникло оттого, что в тот период искусство Вены, как и другого центра искусства - Мюнхена, воплощало в наилучшей форме самые передовые художественные идеи Юго-Восточной Европы. Город жил в музыкальном ритме. Венская архитектура периода Историзма середины и второй половины XIX в. в творчестве Г. Земпера и К. Э. фон Хазенауэра подошла к решению новых градостроительных задач. «Изделия прикладного искусства, создававшиеся в этом городе, не знающем суеты, свидетельствовали о присущей Вене культуре и непринужденном юморе. Их отличала богатая декорировка поверхностей, иногда даже чрезмерная, которая сочеталась с искусным выполнением деталей и нередко смелым, даже грубоватым подбором цветов...Эпитет, который можно было бы применить к этим изделиям, относится и к самим венцам. Они были очаровательны».

Как и в эклектической архитектуре, эта пестрота, избыточность цвета и разно-стильность декора, насыщенность орнаментами в разных этнических традициях из составлявших Австро-Венгерскую империю стран - Богемии, Моравии, Хорватии, Далмации, Галиции, Боснии - стимулировали художников на резкий поворот от пережитков Бидермайера и «стиля Рингштрассе» к строгому и рациональному «новому английскому стилю». Великий герцог Райнер в 1858 г. поручил Р. фон Айтельбергеру разработать план учреждений для Вены, первых на территории континентальной Европы, по образцу Южно-Кенсингтонского музея и художественно-промышленной школы, созданных в Англии Г. Земпером. Уже в следующем году открылась первая выставка Императорского и Королевского музея искусства и промышленности (сравн. «Виктории и Альберта музей» в Лондоне). В 1867 г. в Вене создано Училище художественных ремесел, которое возглавил архитектор Отто Вагнер (1841-1918), после чего оно стало ведущим в Европе.

Кривое! Распрямись!

Вагнер был выдающимся архитектором, создателем новой венской архитектурной школы, теоретиком и педагогом. В 1894-1914 гг. он преподавал в Венской Академии изящных искусств, где, развивая идеи рационализма, воспитал целое поколение художников венского модерна, среди них: Я. Котера, И. Хоффманн, М. Фабиани, И. Плечник, П. Янак. В 1898 г. в знак протеста против академической рутины основано венское отделение общества «Сецессион». В следующем году к нему примкнул О. Вагнер. «Стиль практической полезности» (нем. Nutzstil), разработанный Вагнером и его учениками, сочетал простые геометрические формы с минимумом декора. Этот стиль отличался от извилистых линий «удара бича», придуманных А. Ван де Велде и В. Орта в Брюсселе и X. Обристом в Париже. Венские художники дали миру свой региональный вариант искусства Модерна, мало похожий на стилистику французско-бельгийского Ар Нуво. Венский модерн складывался под влиянием как английского, так и восточного искусства. В 1898 г. в Вене проходила выставка английской мебели XVIII в., изделий мастерских Т. Чиппендейла, Дж. Хэпплуайта и Т. Шератона. В 1901 г.- выставка шотландского художника Ч. Макинтоша и продукции возглавляемой им «школы Глазго».

Влияние вагнеровской школы сказалось на сложении стиля петербургского и московского Модерна, оно заметно во многих работах Ф. Шехтеля в Москве. Стиль прямых линий, квадратов, окружностей и «шахматной клетки» характерен для творчества Йозефа Хофф-манна (1870-1956), лучшего ученика О. Вагнера и организатора «Венских Мастерских». За пристрастие к геометрическим формам этого художника прозвали «дощатым», «квадратным Хоффманном» («Quadratl Hoffmann»), В 1912 г. Хоффманн основал по типу германского австрийский Веркбунд - союз промышленников и художников. Лучшее и самое характерное произведение Хоффманна-архитектора - дом банкира и собирателя произведений искусства А. Стоклё в Брюсселе (1905-1911). Используя многообразие сочетаний чистых плоскостей, облицованных мрамором, квадратов и прямых линий, выступов и ритмических «сдвигов», архитектор создал выразительный образ в стиле геометрического течения Модерна (рис. 128). Дом Стоклё называют «музеем Сецессионизма». В оформлении его интерьеров принимали участие многие художники «Венских Мастерских»: Г. Климт, К. Мозер, М. Повольни, Ф. Метцнер, Р. Лукш, Е. Маковская.

Отталкиваясь от старого, стремимся к новому

Если О. Вагнер и И. Хоффманн не отрицали возможность традиционных форм декора и орнамента, то австрийский архитектор А. Лоос (1870-1933) вообще отказался от всяких «орнаментов как детского лепета живописи» и «искусства дикаря». Лоос изучал архитектуру в Дрездене, Париже, Нью-Йорке и Чикаго и своими дерзкими «американскими проектами» еще до Первой мировой войны заложил основы нового течения. И. Ольбрих (1867-1908) официально не был учеником О. Вагнера, но работал в его архитектурном бюро в Вене. В 1898-1899 гг. И. Ольбрих выстроил в центре Вены новое выставочное здание Сецессиона, поразившее венцев своим необычным видом. Оно состоит из нескольких массивных кубических объемов, над которыми вознесен изумительный ажурный купол, сверкающий на солнце тысячами золоченых лавровых листьев. Членения здания экономно подчеркнуты лаконичным «вагне-рианским» орнаментом. Формальная изысканность и сила контрастов как нельзя лучше выражали творческие устремления венских «сецессионистов». На фасаде здания, над входом золотыми буквами начертаны слова: «Каждому времени - свое искусство, каждому искусству - своя свобода» («Der Zeit Ihre Kunst - Der Kunst Ihre Freiheit»).

С 1899 г. Ольбрих работал для Дармштадтской колонии художников, проектировал здания, мебель, оборудование интерьеров. В 1906 г. И. Ольбрих разработал модель корпуса нового автомобиля фирмы «Опель» в стиле плавно изогнутых линий и ясных, чистых поверхностей и таким образом оказал существенное влияние на формирование европейского дизайна. В 1908 г. в венском Императорском музее искусства и промышленности состоялась выставка, убедительно доказавшая, что венский модерн не только успешно миновал витиеватые формы Ар Нуво, но также избежал деструктивных крайностей германского югендштиля. Не случайно в то время стали чаще говорить не о «венском модерне», а о «венском дизайне». Характерны для венцев и «приятные исключения».

Модерн бывает разный

Снова вошла в моду венская гнутая мебель фирмы «Тонет», причем не самые рациональные, а дорогие образцы - с инкрустацией перламутром по черному дереву. В этой мебели заметны не столько английские, сколько восточные влияния. В ювелирном искусстве, одежде, изделиях из металла продолжали использоваться драгоценные камни, цветные эмали, кораллы, бисер, жемчуг, кружева, многоцветные вышивки. Самым ярким воплощением нового венского стиля стал живописец Г. Климт (1862-1918). Этот художник казался не столько живописцем, сколько «монументалистом-ювелиром». В живопись он вводил золотой фон, мозаику, эмали, прочеканенную латунь и медь и даже инкрустацию кораллами и перламутром. Для картин-панно Климта характерны яркие цвета: красный, синий, зеленый, фон из мелких квадратов и прямоугольников. На таком фоне он размещал по-декадентски изогнутые и манерные фигуры. В 1903 г. для актового зала Венского университета Г. Климт создал панно «Философия» и «Медицина». Они вызвали такой взрыв негодования, что художник вынужден был их убрать. Обнаженные женские фигуры, которые любил изображать Климт на своих «византийско-японских» мозаичных фонах, были не только декадентскими, но и вызывающе, откровенно эротичными - в позах и движениях, нечастых в истории изобразительного искусства.

Необычность сочетания смелости, изысканности формы с явными издержками вкуса, особенно в цвете, существенно дополняет расхожие представления о сдержанном и рациональном, геометрическом стиле венского модерна

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дизайн кухнь:

Кухня по-русски

News image

В течение 70 лет наши кухни были если не коммунальными, то по крайней мере тесными. Тем не менее, именно там мы предпочитали принимать пищу, устраив...

Создатели пространства

News image

Кроме перечисленных выше решений существуют и просто маленькие секреты, которые не только создадут дополнительные площади, но и внесут интригующие н...

Способы вентиляции на кухне

News image

Чтобы поддерживать нормальное качество воздуха в таком месте, как кухня, одним кондиционером не обойтись, а все время держать окна на распашку – вов...

Кухня, стройся!

News image

Что где будет стоять, нужно решить еще до того, как вы начнете какие-то переговоры с фирмами. Это очень важно: прикинуть, где будет открываться двер...

Дизайн коридора:

Прихожая в стиле минимализм

News image

– Минимализм – это, прежде всего, отсутствие функционально необоснованных вещей. В такой прихожей нет места диковинным украшениям, помпезной мебели,...

Прихожая - Лицо Каждого Дома

News image

Прихожая комната - это лицо вашего дома. Ранним утром вы уходите с нее заниматься своими делами, но каждый вечер возвращаетесь в прихожую. Именно ин...

Театр начинается с вешалки

News image

Подвесные, напольные, разных форм и размеров, выполненные из всевозможных материалов, вешалки не одно столетие верой и правдой служат человечеству. ...

Обалденная Прихожая - Все В Ваших Руках

News image

Правило первое для прихожей - в ней необходимо разместить яркие светильники. При правильном подборе и размещении светильников маленькое помещение ст...

Главная - Стили в дизайне - Венский модерн
RocketTheme Joomla Templates

Декор квартир:

News image

Макетирование - Основной Этап В Архитектурном Проектировании

Процесс макетирования начинается с продумывания идеи. Что вы хотите показать? Для чего вам макет? Знающие инженеры проконсультир...

News image

Расставляем мебель

Купив в салоне мебельный гарнитур, дождавшись его доставки на дом, вдруг понимаешь: всё только начинается! Сразу возникают класс...

News image

Минимализм

Когда Европе наскучили пышная роскошь барокко, изящество и причудливость рококо, строгие пропорции классицизма, дизайнерская мыс...

Новые статьи:

Полезные советы для ванной комнаты

Вид ванны, ее отделка и аксессуары имеют не меньшее значение, чем, скажем, интерьер гостиной. И та и другая комнаты должны быть ...

В мире вещей: правила хорошего тона

Хотим мы того или нет, но вещи, которые мы носим, - самые многочисленные обитатели дома. Их много, и становится все больше. Они ...

Гостиная - центр квартиры

Если вы поинтересуетесь у дизайнера, где, на его взгляд, отражаются наиболее ярко художественные вкусы, особенности характера и ...

Освещение ванных комнат

Наш день начинается и заканчивается в ванной комнате. Хотя освещение зеркала имеет большое значение, зеркальные светильники долж...

Дизайн квартир:

News image

Чем отличается кровельный металлопрофиль?

К огромному сожалению, крыши, выполненные из металлопрофиля или профнастила в Украине встречаются не так часто, как на то заслужив...

News image

Пол для гостинной

Пол следует настилать после того, как будут выполнены все остальные отделочные работы, иначе потом вам придется заниматься реста...

News image

Оформление кухни

Поскольку на кухне приходится проводить много времени, то ее оформление, создание должного комфорта - это всегда ответственно. При...