Популярные стили

Украшения стен горшками для комнатных растении?

News image

Интересной и смелой идеей для обустройства любого интерьера на сегодняшний день являются горшки для комнатных растений. Они будут ...

Русская эклектика

News image

Русская эклектика в архитектуре появляется вслед за необычайной централизации власти в России (середина XIX в). Пропагандируемая...

Авторизация




Конструктивизм
Декор - Стили в дизайне

конструктивизм

Конструктивизм - (франц. constructivisme от лат. constructio - построение). Конструирование - один из приемов формообразования, основанный на точных расчетах физических свойств материалов и функций объекта. Конструирование составляет один из этапов или компонентов процесса проектирования, главным образом - в области архитектуры и дизайна. Цель конструирования - организация оптимальной функциональной связи элементов композиции. В истории изобразительного искусства, в том числе и в прикладной художественной деятельности, конструктивистские тенденции существуют в скрытом виде . На рубеже XIX-XX вв. , на волне антиэклектического движения, художники Модерна стремились к прочной, ясной конструктивной основе композиции в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. В стиле Ар Нуво такой конструктивной основой стала изогнутая линия, в геометрическом стиле австрийского и английского модерна - квадрат, прямоугольник. Мастера этих стилистических течений ощущали, что крайняя деструктивность разрушает композицию. В области архитектуры конструктивистские тенденции были усилены внедрением новой промышленной технологии и материалов - железа, бетона, стекла.

Так в архитектуре начала XX в. родилось течение под названием конструктивизм . Провозвестниками нового течения стали стеклянный павильон для первой Всемирной выставки в Лондоне (1851, мебель тонет (1850-1870-е гг. ) и знаменитая Эйфелева башня, возведенная для Всемирной выставки в Париже 1889 г. Одним из первых архитекторов-конструктивистов был француз Тони Гарнье (1869-1948), автор проекта Индустриального города (1901-1904) и Олимпийского стадиона в Лионе (1913-1916), другим - немецкий архитектор и дизайнер Петер Беренс (1868-1940. Эти мастера и их последователи стали использовать железобетон, обладающий способностью выдерживать значительную нагрузку на растяжение. С помощью этого материала стало возможным свободно комбинировать объемы, далеко выступающие за границы опор и как бы висящие в воздухе. Это создавало особую напряженную выразительность, привносило в композицию качества экспрессивности. Однако из-за отсутствия переходных связующих элементов, которые всегда имелись в классической архитектуре и были необходимы по причине несовершенства материала (базы колонн, эхины и абаки капителей, профили, карнизы, тяги), для зрителя в новой конструктивистской архитектуре оставалось неясным действие сил, скрытых внутри формы. В конструктивизме парадоксальным образом исчезает тектоника. В оригинальном произведении П. Беренса, построенном весьма классично, из камня - здании Германского посольства на Исаакиевской площади в Петербурге (1913), - капители зрительно съедаются , они почти не видны, а колонны, сделанные цилиндрическими, без энтасиса и утонения (профессиональный архитектурный термин) кверху, напоминают всего лишь водосточные трубы. Форма, таким образом, не выражает работу конструкции. В 1918 г. два французских художника - Э. Жаннере (1887-1965; вначале живописец, а впоследствии знаменитый архитектор под псевдонимом Ле Корбюзье) и А. Озанфан (1886-1966) - опубликовали манифест, озаглавленный После кубизма . В манифесте утверждалась непреходящая ценность конструктивных идей , всегда составляющих основу хорошей живописи , особенно проявившихся в кубизме, а ныне эти идеи становятся, наконец, главным содержанием искусства. Течение, основанное Ле Корбюзье и Озанфаном, получило впоследствии название пуризма. Абстрактные картины пуристов демонстрировали чистую архитектонику , игру линий, силуэтов. Близкий этому течению Фернан Леже (1881-1955) создал в своих картинах и декоративных панно изобразительный дизайн , уподобляя фигуры людей сочетаниям труб, муфт, плоскостей из полированного, блестящего металла. По его собственным словам, новая эстетика машинных форм открылась ему в сверкании орудийных стволов на войне 1914-1918 гг. В Голландии сходные идеи развивали Тео Ван Дусбург и Пит Мондриан, во Франции - художники группы Золотое сечение и Абстракция-Созидание , в Германии - В. Гропиус и его Баухауз в Ваймаре. Эстетику чистой конструкции разрабатывали живописцы орфизма и позднего синтетического кубизма. Однако конструктивизм в чистом виде , сводящий композицию к выразительности конструктивной схемы, оказался нежизненным. Европейское, в особенности французское искусство, отличающееся накопленной веками культурой формы, глубиной художественных традиций, не могло далее развиваться в узких границах конструктивизма. Так, в 1925 г. Ле Корбюзье создал более сложную концепцию неопластицизма, блестящим представителем которой в США стал архитектор Ф. Л. Райт. Однако самым неожиданным образом отвергнутый европейцами конструктивизм возродился русской революцией. Почву этому, в сущности примитивному, течению создали нигилизм революционного авангарда и романтика утопических идеалов тотального конструирования жизни (сравн. функционализм). Поэт В. Маяковский с гордостью писал в журнале ЛЕФ ( Левый фронт ): Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм, понимающий формальную работу художника только как инженерную, нужную для оформления всей нашей жизни... Здесь не возьмешь головной выдумкой. Для стройки новой культуры необходимо чистое место... Нужна Октябрьская метла . Конструктивисты - братья Веснины, М. Гинзбург, И. Леонидов, Л. Лисицкий, К. Мельников, В. Татлин - отрицали традиционный художественно-образный подход к формообразованию. А. Веснин, к примеру, утверждал, что вещи, создаваемые современными художниками, должны быть чистыми конструкциями без балласта изобразительности . В 1924 г. вышла в свет книга М. Гинзбурга Стиль и эпоха - манифест советского конструктивизма. В. Татлин (1885-1953), художник-авангардист, человек оригинального склада ума, еще в 1914 г. создавал свои контррельефы. - нечто среднее между рельефом, коллажем и кубистической живописью. В 1919-1920 гг. он работал над моделью Памятника III Интернационалу, наклонной спиральной башни, сделанной, по его словам, из железа, стекла и революции . Ее прозвали Башней Татлина , она так и осталась в модели, потому что ее постройка была неосуществима (рис. 579).

В отличие от Эйфелевой башни, действительно новаторской конструкции, татлинская повторяла форму зиккуратов древней Месопотамии и спиральных минаретов Ближнего Востока. Созданный мастером Летатлин - искусственная птица для полета человека в воздухе - также не летала, но зато была подвешена в итальянском дворике Музея изящных искусств в Москве. В первую рабочую группу конструктивистов , созданную в 1921 г. в ИНХУКе в Москве, входили А. Ган, К. Иогансон, К. Медунецкий, А. Родченко, братья Стенберги, В. Степанова. Их декларации отличались амбициозностью, политизацией и наивным видением будущего. Показательно, что уже в том же 1921 г. Б. Арватов, теоретик производственного искусства , признавал: художник не может быть инженером , поскольку ситуация в нашем обществе трагична . В 1925 г. возникло Объединение современных архитекторов ( ОСА ), его председателем стал А. Веснин. В 1926 г. стал выходить журнал Современная архитектура ( СА ). А. Ганзаявлял: Советский строй и его практика - единственная школа конструктивизма... Наш конструктивизм поставил ясные цели: найти коммунистическое выражение материальных сооружений . И далее: Советский конструктивизм - стройное дитя индустриальной культуры, которое высвободила пролетарская революция . Парадокс заключался в том, что создаваемые архитекторами-конструктивистами проекты были нефункциональны и, как правило, невыполнимы в материале. Конструктивистские дома-коммуны не только невыразительны, но и неудобны для жилья: прямоугольные коробки, функциональные ячейки и блоки, принудительная геометризация, отсутствие зрительных акцентов: выявления верха и низа, основания и завершения делали их скучными и неприглядными. Ощущая этот недостаток, конструктивисты стали использовать в архитектурных проектах средства цветной графики, плаката, фотомонтажа, идеи живописцев-супрематистов. Проекты выглядели красочными, веселыми, агитационными . В этом же русле развивались конструктивистское оформление книги Л. Лисицкого, фотография А. Родченко, рисунки тканей В. Степановой и Л. Поповой, сценография А. Веснина, Л. Поповой, В. Степановой для театров В. Мейерхольда и А. Таирова. Их работы талантливы, дерзки, необычны и кажутся революционными. Однако подмена композиционного начала придуманной, декларативной конструктивностью приводила к тому, что вместе с художественным содержанием из искусства конструктивизма выпал сам человек . Новая идеология, стремившаяся преобразовать жизнь в строго регламентированный технологический процесс, действительно могла превратить, как точно сформулировал Ле Корбюзье, дом - в машину для жилья , стул в - аппарат для сидения , а вазу - в емкость .
Конструктивистский стандарт входил в противоречие с принципом антропоморфизма, положенным в основу европейской культуры. Человек больше не был мерой всех вещей . Об архитектурном сооружении Ле Корбюзье говорил: Дом представляет собой объект, поставленный на землю посреди пейзажа , как будто заранее известно, что он будет чуждым природе. Среди посредственных проектов советского конструктивизма выделяются оригинальные, например, собственный дом архитектора К. Мельникова в Москве, в Кривоарбатском переулке - это необычное планировочное решение из двух врезанных друг в друга цилиндров. Другой архитектор, И. Леонидов, выдвинул непревзойденную по нигилизму идею возведения в самом центре Москвы, на Красной площади, генерал-доминанты - огромной башни Наркомтяжпрома (здания Министерства тяжелой промышленности), намного превосходящей по высоте все кремлевские соборы вместе с колокольней Ивана Великого! Согласно этой затее, к счастью, не реализованной, но ассоциирующейся с проектом перестройки Кремля В. Баженова, Красная площадь должна была быть расширена до двухсот метров . Это считалось необходимым для лучшего обзора памятника победоносному рабочему классу и проведения празднеств пролетарского коллектива . Гипноз идеологии был столь силен, что талантливый мастер искренне верил: созданный им инструмент, введенный в тонкую и величественную музыку архитектуры Красной площади , будет по своей художественной ценности ведущим , поскольку выражает гордость нового человека . Проект остался на бумаге, но в 1924 г. Красную площадь украсил Мавзолей В. Ленина, созданный в неоклассически-конструктивистских формах по проекту архитектора А. Щусева. В 1922 г. Л. Лисицкий и писатель И. Эренбург стали издавать конструктивистский журнал Вещь , но редакцию решили разместить в Берлине. По мере реального строительства советского государства становилось ясно, что конструктивизм, как и дореволюционный футуризм с его анархистскими идеями, не ко двору . Конструктивизм 1920-х гг. постепенно вытеснялся более социально ориентированным функционализмом 1930-х гг. Конструктивисты уходили в безопасную область бумажного проектирования . В 1923-1925 гг. К. Медунецкий, В. Стенберг, А. Родченко, Л. Попова, В. Татлин примкнули к новому движению ЛЕФ . Скульпторы конструктивисты, братья Н. Габо и А. Певзнер, в 1923 г. эмигрировали (сравн. советский ампир ).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дизайн кухнь:

Правильное планирование кухни

News image

Еще в начале века американский архитектор Франк Ллойд Райт определил, что кухня является мастерской домохозяйки, а ее рабочая зона должна быть обуст...

Практика

News image

Если в вопросе обустройства кухни не последнюю роль для вас играет ее функциональность, без значительного количества бытовой техники (посудомоечная,...

Дизайн интерьера кухни

News image

Кухня, это в буквальном смысле слова домашний очаг , сохранение которого с древности почиталось священным долгом. Кухня во многих современных кварт...

Современный дом: все передвигается

News image

Взяв на себя смелость поместить все жизненные процессы в одну комнату (по принципу «перетекающего пространства»), мы так или иначе должны это помеще...

Дизайн коридора:

Обустройство небольшой прихожей

News image

При создании интерьера квартиры обычно меньше всего внимания уделяют прихожей. Её то и дело уменьшают либо объединяют с другими помещениями, обставл...

Театр начинается с вешалки

News image

Подвесные, напольные, разных форм и размеров, выполненные из всевозможных материалов, вешалки не одно столетие верой и правдой служат человечеству. ...

Преддверие дома

News image

Думается, что прихожая - самый необходимый компонент любого дома. Она защищает от зимних холодов и сквозняков, в ней оседает уличная грязь, висит се...

Прихожая - Лицо Каждого Дома

News image

Прихожая комната - это лицо вашего дома. Ранним утром вы уходите с нее заниматься своими делами, но каждый вечер возвращаетесь в прихожую. Именно ин...

Главная - Стили в дизайне - Конструктивизм
RocketTheme Joomla Templates

Декор квартир:

News image

Практическая сторона перепланировки

Для многих, решивших перепланировать собственную квартиру, практическая сторона также является дилеммой. Что же делать? Как же б...

News image

Винтаж: легенда в интерьере

Кто-то заметит: то, что сегодня по-модному называется винтажем, еще несколько десятилетий назад назвали бы подделкой. С одной ст...

News image

Фен-шуй спальни

Спальня — наиболее интимная комната, предназначенная для отдыха, поэтому ее интерьер должен создавать спокойную, умиротворяющую...

Новые статьи:

Полезные советы для ванной комнаты

Вид ванны, ее отделка и аксессуары имеют не меньшее значение, чем, скажем, интерьер гостиной. И та и другая комнаты должны быть ...

В мире вещей: правила хорошего тона

Хотим мы того или нет, но вещи, которые мы носим, - самые многочисленные обитатели дома. Их много, и становится все больше. Они ...

Гостиная - центр квартиры

Если вы поинтересуетесь у дизайнера, где, на его взгляд, отражаются наиболее ярко художественные вкусы, особенности характера и ...

Освещение ванных комнат

Наш день начинается и заканчивается в ванной комнате. Хотя освещение зеркала имеет большое значение, зеркальные светильники долж...

Дизайн квартир:

News image

Пруд из готовых форм

Пожалуй, самый дешевый, простой и быстрый способ устройства искусственного декоративного пруда – установка готовых форм из мор...

Удачное решение – выбор лучшей клиники ринопластики в Украине

Нос является органом, который не только влияет на внешний вид человека, но и непосредственно участвует в процессе дыхания.В то же ...

News image

Украшаем ванную комнату

Все модельеры в один голос утверждают: стиль создают аксессуары Придать неповторимый шарм вашей ванной комнате может самодель...