Популярные стили

Украшения стен горшками для комнатных растении?

News image

Интересной и смелой идеей для обустройства любого интерьера на сегодняшний день являются горшки для комнатных растений. Они будут ...

Романтизм

News image

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями гранд...

Авторизация




Русско-византийский
Декор - Стили в дизайне

русско-византийский

Русско-византийский стиль появился, как попытка придать архитектуре большую русскость . Распад классицизма обусловливался как ходом социально-экономического развития России - становлением капитализма, так и реакционной политикой самодержавия. После расстрела в 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади участников декабрьского восстания царское правительство стало на путь жесточайших репрессий, подавления передовых идей и жесткой цензуры, распространив ее на все виды искусства. В такой обстановке прогрессивная сущность классицизма и его демократическая направленность резко противоречили требованиям самодержавия в лице Николая I, провозгласившего реакционную теорию официальной народности , воплощенную в триаде: православие, самодержавие, народность .

В архитектурных кругах появилось сомнение в современности классицизма и соответствии его русским художественным традициям, обычаям и условиям жизни. Возникшее в это время идеологическое течение - так называемое славянофильство, объявившее Древнюю Русь истинной носительницей национальной самобытности и наследницей Византии, поддержало теорию официальной народности и насаждавшийся сверху, в противовес классицизму, русско-византийский стиль, идеологом которого стал архитектор К. А. Тон (1794-1881 гг.).
Зачатки этого направления в архитектуре появились еще в середине 1820-х годов в двух произведениях архитектора-классициста В. П. Стасова: в церкви Александра Невского в русской колонии в Потсдаме (близ Берлина) и в Десятинной церкви в Киеве. В ходе разработки проекта церкви в Потсдаме В. П. Стасов получил указание императора создать русский национальный храм, и, естественно, он обратился к средневековой архитектуре Москвы, которая олицетворяла собой национальную самобытность русского зодчества. В результате под Берлином появился пятиглавый храм (1826-1830 гг.) в ложно-византийском стиле. Важные предпосылки при проектировании Десятинной церкви в Киеве направили творческие поиски В. П. Стасова в то же русло, ибо император отклонил проекты других архитекторов, разработавших их в приемах классицизма. В Десятинной церкви (1828-1842 гг.) проявилась та же ложновизантийская трактовка призматического объема с пятью куполами на высоких барабанах.

Таким образом, стремление к национальной выразительности архитектурного облика храмов привело В. П. Стасова к созданию эклектичных потсдамской и киевской церквей.

Однако оба упомянутых произведения еще не были характерны ни для творчества В. П. Стасова, ни для всей русской архитектуры тех лет. Тем не менее именно этими произведениями В. П. Стасов как бы предвосхитил русско-византийское направление архитектуры, получившее затем распространение в середине XIX в. Стасовские проекты, одобренные самим императором, оказали большое влияние на архитектора К. А. Тона, разработавшего в 1830-х годах сюиту проектов православных храмов в русско-византийском стиле. Они близки двум указанным стасовским произведениям по композиционным решениям и деталям; это позволяет считать, что в появлении эклектического и реакционного русско-византийского течения в архитектуре середины XIX в. значительная роль принадлежала В. П. Стасову.

Архитектор К. А. Тон в своих проектах церквей, изданных в 1838 г., и постройках, из которых самым значительным был храм Христа Спасителя в Москве (1837-1883 гг., не существует), шел по пути, проложенному В. П. Стасовым и им же оставленному. Этот храм явился завершением драматической истории с созданием храма-памятника славы русского народа и его героических войск, спасших Родину от наполеоновского нашествия в 1812 г. Первоначально храм этот был заложен на Воробьевых (Ленинских) горах по проекту архитектора А. Л. Витберга (1787-1855 гг.), но достроен не был. Произведение же К. А. Тона, созданное близ Кремля на левом берегу Москвы-реки, служило средством прославления самодержавия и его незыблемости. Формальная сущность русско-византийского стиля заключалась в использовании архитектурных образов и форм средневекового культового русского зодчества в эклектическом сочетании их с элементами византийской архитектуры. Обычно это были крестообразные в плане церкви с большим центральным куполом на четырех внутренних опорах и колокольнями с малыми куполами на углах здания. Этот прием позволял удовлетворять требованию Синода об обязательности пятиглавия. К.А. Тон, обосновывая свои проекты, писал, что стиль Византийский, сроднившийся с давних времен с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру . В 1841 г. был принят закон, который указывал, что могут с пользой принимаемы быть в соображении чертежи, составленные на построение православных церквей профессором Тоном . В 1844 г. снова был издан альбом чертежей построенных К. А. Тоном церквей и проектов храмов в русско-византийском стиле, рекомендованных в качестве образцовых для повсеместного использования и подражания. Все это не только узаконило стилистическую направленность церковной архитектуры, но пропагандировало и насаждало русско-византийский стиль как национально-патриотический . Было выстроено много церквей, архитектура которых представляла собой механическое сочетание аркатурных поясов и кокошников с византийскими капителями и прочими инородными деталями. Ряд церквей (в Киеве, Севастополе и др.) в псевдовизантийском стиле выстроил архитектор Д. И. Гримм (1823-1898 гг.).

Однако не все художественные круги одобряли насаждение русско-византийского стиля. Так, крупнейший знаток русского зодчества архитектор Л.В.Даль (1834-1878 гг.) писал, что сходство наших церквей, построенных в византийском стиле, с настоящими византийскими храмами - более чем сомнительно... и что к стилю наших мнимовизантийских построек нельзя применять эпитета русский .

Русско-византийский стиль особенно отчетливо воплотился в церковной архитектуре. В светском же зодчестве он проявился мало, хотя архитектор К. А. Тон и попытался его использовать в Большом Кремлевском дворце (1839 - 1849 гг.). Он отличается очень высоким техническим уровнем строительства, а также качеством отделочных материалов и работ. В архитектуре его фасадов К. А. Тон воспроизвел черты русско-византийского стиля, использовав для этого некоторые формы соседнего Теремного дворца (XVII в.), в частности обрамления его окон, многократно повторив их в сильно увеличенных размерах. В огромном дворце торжественные залы разных стилевых характеристик названы именами святых покровителей российских орденов: Георгиевский, Владимирский, Андреевский, Александровский и др. Это должно было символизировать незыблемость императорской власти, в то время как грандиозный дворец олицетворял величие Российской империи.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дизайн кухнь:

Пол: как сэкономить?

News image

Можно покупать остатки коллекций – продавец, как правило, предоставляет на них существенную скидку. Чем это чревато? Придется брать больший запас на...

Модерн или Hi-Teсh на вашеи? кухне

News image

По канонам дизайна, в интерьере должно присутствовать два, максимум три цвета. В кухонном дизайне ситуация несколько иная. Например, цвет дерева может...

Устанавливаем мойку

News image

В продаже имеются мойки импортного производства различных размеров и конструкций. Собственно, по типу установки есть два варианта: мойки, которые вр...

Способы вентиляции на кухне

News image

Чтобы поддерживать нормальное качество воздуха в таком месте, как кухня, одним кондиционером не обойтись, а все время держать окна на распашку – вов...

Дизайн коридора:

Маленькие хитрости

News image

Для прихожей по проекту не всегда предусмотрено просторное помещение, да и форма ее нередко бывает неудачной: либо она чересчур вытянутая, узкая и н...

Обустраиваем холл

News image

Первое впечатление производит холл в доме, именно он встает первым перед глазами, и говорит о натуре хозяев. Красиво будет смотреться деревянный ...

Дизайн коридора

News image

Многие, когда берутся за ремонт в квартире, совершенно мало значения уделяют коридору. Мы привыкли думать, что коридор это всего лишь коммуникационн...

Прихожая в стиле минимализм

News image

– Минимализм – это, прежде всего, отсутствие функционально необоснованных вещей. В такой прихожей нет места диковинным украшениям, помпезной мебели,...

Главная - Стили в дизайне - Русско-византийский
RocketTheme Joomla Templates

Декор квартир:

News image

Китайский

Китайский стиль - (др. - русск. Китай через татарск. kytai из тюрк, kytan - срединный ) - традиционное искусство Китая представ...

News image

Стильный ход - круглый комод

Чем больше возможностей у софы, тем лучше. Из малышки-замухрышки после нескольких пасов получается огромное спальное поле - совс...

News image

Архитектура, Строительство Дома

Человек и архитектура. Каждый архитектурный стиль обладает определенной энергетикой. Так же, как и индивидуальным энергетическим...

Новые статьи:

Полезные советы для ванной комнаты

Вид ванны, ее отделка и аксессуары имеют не меньшее значение, чем, скажем, интерьер гостиной. И та и другая комнаты должны быть ...

В мире вещей: правила хорошего тона

Хотим мы того или нет, но вещи, которые мы носим, - самые многочисленные обитатели дома. Их много, и становится все больше. Они ...

Гостиная - центр квартиры

Если вы поинтересуетесь у дизайнера, где, на его взгляд, отражаются наиболее ярко художественные вкусы, особенности характера и ...

Освещение ванных комнат

Наш день начинается и заканчивается в ванной комнате. Хотя освещение зеркала имеет большое значение, зеркальные светильники долж...

Дизайн квартир:

News image

Съедобный декор на кухне

Давайте поиграем в ассоциации! Сядьте поудобнее, закройте глаза и скажите, какие картинки выдает Вам мозг в ответ на слово «щедр...

News image

Детская в цвете: что выбрать?

Малыш - самое яркое событие в вашей жизни! Его голос - самый звонкий, глаза - самые ясные, а смех - самый радостный! И когда вы ...

News image

Как правильно обустроить квартиру

Очень непростая задача – правильно организовать пространство внутри квартиры. Ведь дизайнеру предстоит оформить интерьер так, чтоб...