Популярные стили

Украшения стен горшками для комнатных растении?

News image

Интересной и смелой идеей для обустройства любого интерьера на сегодняшний день являются горшки для комнатных растений. Они будут ...

Средиземноморский

News image

Средиземноморье - пропитанный солнцем и убаюканный морским прибоем благословенный край, где рождаются прекрасные традиции, будь ...

Авторизация




Псевдо-русский
Декор - Стили в дизайне

псевдо-русский

Псевдорусский стиль появляется в России наряду и в противовес эклектическому стилизаторству чужеземных архитектурных стилей и форм с 1870-х годов. В России возникли новые идеологические предпосылки обращения к русскому национальному наследию, его изучению, интерпретации и стилизации. Художественные поиски современного архитектурного стиля во многом определялись идеями народнического движения, охватившего широкие слои разночинной демократически настроенной интеллигенции, особенно молодежи. Идеализируя крестьянскую общину и видя в ней ячейку социализма, народники считали крестьянство главной революционной силой. Народническое движение являлось важной частью растущего рабочего движения в новой революционной ситуации. Идеологические основы народничества обусловили резкую критику западного ретроспективизма, пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI-XVII вв.

Выдающийся демократический деятель русской художественной культуры В.В.Стасов (1824-1906 гг.) возглавил борьбу против эклектизма и подражательности в архитектуре. Говоря об этом, он писал: Лицо глядящее назад,- это архитектура, копирующая со старых образцов, с книг и атласов, с фотографий и чертежей, архитектура ловких людей, навострившихся в классах и потом преравнодушно отпускающих товар на аршин и на фунт,- стоит только протянуть руку и достать с полки. Угодно - вот Вам пять аршин греческого классицизма , а нет - вот три с четвертью итальянского Ренессанса . Нет, не годится?- Ну, так хорошо же: вот, извольте, остаточек первейшего сорта рококо Луи-Кенз , шесть золотников готики , а то вот целый пуд русского .

Видный историк и археолог И. Е. Забелин (1820-1908 гг.) обосновал археологическую теорию русского стиля, исходя из самобытности народного зодчества. Идеализируя его, он писал: Старинные русские хоромы, выросшие органически из крестьянских клетей, естественно, сохраняли в своем составе облик красивого беспорядка... По понятиям древности первая красота здания заключалась не в соответствии частей, а напротив в их своеобразии, их разновидности и самостоятельности . И. Е. Забелин считал, что храм Василия Блаженного воплощает своенародные и самобытные черты,... а треугольник и кружало, шатер и бочка не только главные формы покрытий, но и главные мотивы декора . Русский стиль он связывал лишь с внешней формой. Такая позиция и предопределила воспроизведение или стилизаторство деталей русской архитектуры XVI-XVII вв. Наряду с этим архитектор В. О. Шервуд (1833-1897 гг.) высказывался за более глубокое проникновение в историю русского стиля, трактуя его не как арифметическую сумму форм, а как систему закономерностей средневекового национального зодчества.

Национальный стиль, поиски которого начались еще в 1830-х годах и завершились официальным утверждением русско-византийского стиля, в 1870-х годах приобрел иной характер - псевдорусского стиля, связанного с антифеодальной демократической идеологией. Известные исследователи русского зодчества средних веков Л. В. Даль, И. Е. Забелин, А. М. Павлинов, Н. В. Султанов и В. В. Суслов своими трудами оказали большое влияние на формирование псевдорусского стиля конца XIX в. Его утверждению способствовало также и то, что по мере развития капитализма международные связи России все больше расширялись, вследствие чего она все чаще участвовала в международных торгово-промышленных выставках, на которых все страны, в целях рекламы, стремились в облике павильонов отразить свои национальные черты. Подобная тенденция была свойственна и России, для чего был очень удобен псевдорусский стиль. Русские павильоны были оригинальны, нарядны, выразительны и привлекали внимание вычурностью богатого декоративного убранства, заимствованного из крестьянского деревянного зодчества и народного прикладного искусства.

В 1872 г. на Политехнической выставке в Москве архитектор В. А. Гартман (1834-1873 гг.) выстроил деревянные павильоны, красиво декорированные резьбой по дереву и другими украшениями в духе народного творчества. Затем архитектор И. П. Ропет (псевдоним И.Н.Петрова, 1845-1908 гг.) возвел русские павильоны на выставках в Париже (1878 г.), Копенгагене (1888 г.) и Чикаго (1893 г.), демонстрируя неиссякаемую фантазию на тему русской архитектуры и стилизаторства народного зодчества. В. А. Гартман и И. П. Ропет были активными проводниками псевдорусского стиля, одну из вариаций которого называют ропетовщиной . Их своеобразным архитектурным манифестом были выстроенные ими в Абрамцеве под Москвой в 1873 г. Теремок (воспроизведение крестьянской рубленой избы) и художественная студия.

После сооружения в 1872 г. в Москве деревянного особняка Пороховщикова в псевдорусском стиле (арх. А. Л. Гун, 1841 - 1910-е годы) журнал Зодчий писал: Желательно, чтобы дерево не служило исключительным материалом для построек в русском стиле, но чтобы они возводились из кирпича и в более обширных размерах . Распространению этого художественного направления способствовал выход в свет в 1875 г. увража Мотивы русской архитектуры , изданного В. А. Гартманом и др. В обеих столицах возводились крупные жилые и общественные здания, фасады которых были до предела измельчены кирпичной выкладкой, иногда имитирующей даже резьбу по дереву.

Характерными примерами псевдорусского стиля в Петербурге являются доходный дом Васина на Театральной (пл. Островского) площади (1878 - 1879 гг.; арх. Н. П. Басин, 1876-1910-е гг.), а в Москве - Исторический музей (1875-1881 гг., арх. В.О.Шервуд и инж. А. А. Семенов).

Ропетовское направление, при котором стилизовались прежде всего формы и детали народного зодчества, вскоре вытесняется более широким охватом источников ретроспективизма - допетровского зодчества, главным образом архитектуры XVII в. Это направление псевдорусского стиля приобрело особое значение в связи с конкурсом на разработку проекта храма Воскресения Христова ( на крови ) в Петербурге на месте убийства императора Александра II на набережной Екатерининского (ныне Грибоедова) канала. Первый тур конкурса не удовлетворил Александра III, который выразил желание, чтобы архитектура этого храма следовала XVII веку, образцы коего встречаются, например, в Ярославле . Это высочайшее повеление было воспринято как официальное указание на стилизацию русского зодчества именно XVII в. Утвержденный в 1882 г. проект храма, разработанный архитекторами А. А. Парландом (1842-?) и И. В. Макаровым (1842-1920 гг.), представляет собой пример эклектической стилизации русской архитектуры XVI и XVII вв. с явной попыткой воспроизведения московского храма Василия Блаженного, его асимметричного мно-гоглавия и узорочья. Этот храм (1887 - 1907 гг.), несмотря на очень высокий технический уровень выполнения, отличается перегруженностью сухими и измельченными деталями.

Ретроспективизм русской допетровской архитектуры знаменовался рядом крупных общественных сооружений в Москве. К ним относятся здание Городской думы (ныне Центральный музей В.И.Ленина), возведенное в 1890-1892 гг. (арх. Д. Н. Чичагов, 1835-1894 гг.), и Верхние торговые ряды (ныне ГУМ), сооруженные на Красной площади в 1889 - 1893 гг. (арх. А. Н. Померанцев, 1848 - 1918 гг.). Фасады этих зданий с башенками, высокими кровлями, частым ритмом небольших окон в фигурных обрамлениях XVII в. совершенно не соответствуют внутренней функциональной и архитектурно-пространственной их организации. Большие залы в здании Думы и четыре ряда двухъярусных галерей в Торговых рядах решены на основе достижений строительной техники тех лет с применением верхнего света, металлических структур, не нашедших отражения в облике зданий. Становилось все более очевидным несоответствие псевдорусского стиля техническим возможностям и новому назначению архитектуры.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дизайн кухнь:

Как сделать кухню красивой?

News image

Кухня - одно из важнейших помещений в доме, где мы проводим немало времени, поэтому в кухне все должно быть удобно и рационально. Прежде чем отпр...

Стильная кухня - залог успеха

News image

Наша квартира – это кладезь идей, которые можно воплощать каждый раз по-новому, меняя пространство, заполняя его новыми вещами. И каждый раз такое т...

Съедобный декор на кухне

News image

Давайте поиграем в ассоциации! Сядьте поудобнее, закройте глаза и скажите, какие картинки выдает Вам мозг в ответ на слово «щедрость»? Ну, каков ре...

Практика

News image

Если в вопросе обустройства кухни не последнюю роль для вас играет ее функциональность, без значительного количества бытовой техники (посудомоечная,...

Дизайн коридора:

Сразу после входа

News image

Часто нас с головой накрывает искушение освободить как можно больше пространства, обойтись минимумом мебели и выбросить максимум ненужных вещей. И в...

Преддверие дома

News image

Думается, что прихожая - самый необходимый компонент любого дома. Она защищает от зимних холодов и сквозняков, в ней оседает уличная грязь, висит се...

Отделка Прихожей

News image

Черпая идеи из модных дизайнерских журналов и детально изучая их, люди тщательно продумывают удобный и стильный декор гостиных комнат, спален, кухни...

Что у нас под ногами?

News image

В прихожей мы не проводим столько времени, сколько в кухне или гостиной. Но от того, какими будут последние пять минут перед выходом на работу или п...

Главная - Стили в дизайне - Псевдо-русский
RocketTheme Joomla Templates

Декор квартир:

News image

Византийский

В конце IV столетия после разделения Римской империи и переноса императором Константином своей резиденции в греческую Византию в...

News image

Романский

Романский стиль - стиль архитектуры и исскуства раннего средневековья. Эстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства сред...

News image

Детский матрас

«Ортопедичность» и удобство -- это основные критерии при выборе матраса для детской кроватки. Он обязательно должен соответствов...

Новые статьи:

Полезные советы для ванной комнаты

Вид ванны, ее отделка и аксессуары имеют не меньшее значение, чем, скажем, интерьер гостиной. И та и другая комнаты должны быть ...

В мире вещей: правила хорошего тона

Хотим мы того или нет, но вещи, которые мы носим, - самые многочисленные обитатели дома. Их много, и становится все больше. Они ...

Гостиная - центр квартиры

Если вы поинтересуетесь у дизайнера, где, на его взгляд, отражаются наиболее ярко художественные вкусы, особенности характера и ...

Освещение ванных комнат

Наш день начинается и заканчивается в ванной комнате. Хотя освещение зеркала имеет большое значение, зеркальные светильники долж...

Дизайн квартир:

News image

Детская комната для малышей, школьников, подростков

Большинству сегодняшних девчонок и мальчишек очень повезло – с детских лет они имеют собственную комнату. Своя детская комната я...

News image

Кухня - любимое место в доме

В очередной раз хотелось бы обратить ваше драгоценное внимание на оформление моей любимой комнаты в доме - кухни. Поскольку, в с...

News image

Прозрачные перегородки

Традиционная офисная перегородка имеет две главные составляющие: каркас (предпочтительнее из алюминия) и панель. Панели могут бы...