Популярные стили

Украшения стен горшками для комнатных растении?

News image

Интересной и смелой идеей для обустройства любого интерьера на сегодняшний день являются горшки для комнатных растений. Они будут ...

Кантри

News image

Образ дома, спрятавшегося в горах от городской суеты и защищенный от природных катаклизмов, неразрывно связан с деревом - таким ...

Авторизация




Рационализм
Декор - Стили в дизайне

рационализм

Рационализм -- движение в архитектуре 20 в., выдвинувшее требование единства архитектурной формы, конструкции и функциональной обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма осуществляли Ле Корбюзье во Франции, Баухауз в Германии; группа Стиль в Нидерландах, АСНОВА в России.

Рационали зм -- характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом. Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.

В сфере архитектуры все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного уровня (школа Ивана Жолтовского). Многие рационалисты были неплохими художниками и графиками, причём самых разных направлений -- от стилистики «Мира искусства» до кубизма.

В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние. Так, творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.

Кроме того, главным пунтом в творческой программе рационализма было понятие «пространство». Н. Ладовский писал: «Архитектура -- искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве.

Первой «лабораторией» рационалистов была Комиссия Живскульптарх (Живопись-Скульптура-Архитектура), в которой разрабатывались новые, экспериментальные проекты и велись творческие поиски во всех областях искусства.

В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которую можно назвать первым публичным выступлением сторонников аванграда (их работы были явным образом противопоставлены неоклассике). Проекты Ладовского сделали его невероятно популярным в творческой среде. В 1921 -- 1922 годах велась работа по формированию творческой концепции рационализма. (Заметим, что конструктивизм в те годы ещё не оформился).

Если конструктивисты группировались вокруг братьев Весниных, то у рационализма абсолютным лидером был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую Обмас (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.

Обмас просуществовали всего три года (1920 -- 1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была ввелена специальная дисциплина -- «Пространство».Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно -- пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетного метода проектирования помогал проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.

На рубеже 1922 -- 1923 гг. группа единомышленников Ладовского уже сложилась в творческую организацию. Организация была названа Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) (зарегистрирована 13 июля 1923 года). Учредителями органиции были: сам Н. Ладовский и его коллеги -- Н.Докучаев, В.Кринский, А.Рухлядев, В.Балихин. В состав АСНОВА в разное время входили такие выдающиеся деятели искусства, как Лазарь (Эль) Лисицкий и Константин Мельников. АСНОВА неоднократно предпринимала попытки создать свой печатный орган. В 1926 году под редакцией Л.Лисицкого вышел первый и единственный выпуск «Известия АСНОВА». Однако, с собственной газетой ничего не получилось и рационалисты публиковали свои статьи в журнале «Строительство Москвы», в «Красной Ниве» и других изданиях.

Стоит отметить, что рационалисты весьма скептически отнеслись к первым конкурсам проектов (в частности, Дворца труда в Москве). Из-за отказа участвовать в этом конкурсе, рационалисты дали возможность конструктивистам занять лидирующее положение в архитектурной среде. 1923 -- 1926 гг. были отмечены полемикой между АСНОВА и ОСА (объединением конструктивистов). Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш». Но факт оставался фактом -- конструктивисты были популярнее и «ближе» к насущным потребностям современности.

В 1928 году происходит раскол АСНОВА. Причиной послужили непреодолимые противоречия, возникшие между Ладовским и его радикально настроенным коллегой -- В.Балихиным, а также создание Ладовским ассоциации архитекторов -- урбанистов АРУ.

В 1927 году Моссовет поручил архитекторам АСНОВА разработать проект жилого комплекса. Причём обязательными требованиями были: компактность застройки, дешевизна строительства и художественно -- эстетическая выразительность. Для строительсва был отведён небольшой (близкий к квадрату) квартал в районе Шаболовки (как раз недалеко от Шуховской башни. Лучшим был признан проект группы Н.Травина. Всего были запроектированы 24 пяти - шестиэтажных жилых корпуса, детский сад и котельная. Руководящей идеей решения фасадов является максимальное использование солнечного света.

Отсюда образование небольших, полуизолированных дворов, вокруг которых располагаются залитые солнцем «южные» фасады с балконами, сплошь заполняющими плоскости. Сюда выходят главные жилые комнаты. «Северные» фасады лишены балконов и почти ничем не примечательны. Сюда выходят кухни, ванны.

Большое внимание было уделено организации внутреннего пространства (в том числе и сточки зрения организации зрительно - законченных перспектив. Пребывая в этом районе, ловишь себя на мысли, что дворы как бы «перетекают» друг в друга, создавая ощущение светлого и очень открытого пространства. (И это, несмотря на то, что застройка очень плотная и в процессе проектирования архитекторы пытались удачно обыграть каждый участок земли).

В 1928 году один из любимых учеников Ладовского -- Георгий Крутиков представил свой дипломный проект, сразу же ставший сенсацией. Это была концепция «летающего (вернее сказать -- парящего) города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, нельзя ли освободить занятые под застройку обширные территории?

Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города -- коммуны.

Сообщение между землёй и «заоблачными» зданиями должно осуществляться с помощью универсальной и многофункциональной кабины, которая может двигаться по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» были бы даже не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом пространстве). Летать должны были жители этих городов. Крутиков (учитывая развитие воздухоплавания в СССР), увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.

Этот проект многие восприняли, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект Крутикова был подвергнут суровой критике.Сегодня подобные проекты рассматриваются как иллюстрация к пролетарско-романтической утопии 1920-х годов, которая была жестоко перечёркнута сталинским террором.

В началу 1930-х годов творческая атмосфера в СССР перестала быть столь свободной и способствующей полной самореализации художника, как ещё несколько лет назад. Пришли иные времена -- теперь требовался не поиск новых форм, а планомерное возвеличивание Вождя и свершений советского народа. При помощи рационалистских и конструктивистских средств выразительности сделать это было просто невозможно -- на помощь вождям пришла вечная классика. Как тогда шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики», имея в виду тот факт, что отныне господствующим стилем в СССР стал неоклассицизм (с элементами барокко).

Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». Собственно, конструктивистов ругали всё-таки меньше -- они увлекались не столько формой, сколько функциональностью проектируемых помешений. Рационалистам также предъявили обвинение в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР. Н. Ладовский, всеми забытый, умер в 1941 году, хотя у него был неплохой шанс стать одним из ведущих сталинских архитекторов (он был автором наземного павильона метро «Красные ворота»

Уже к концу 1950-х имена архитекторов -- рационалистов перестали замалчиваться либо же упоминаться в качестве «вредителей -- формалистов»: наступило переосмысление наследия 1920-х годов. Многие идеи рационалистов в области градостроительства были восприняты архитекторами периода «Оттепели».

В настоящее время, когда Москва и другие города застраиваются современной, эстетически -- выверенной и многофункциональной архитектурой, архитекторы всё больше обращаются к разработкам Ладовского и его товарищей.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Дизайн кухнь:

Общие правила планировки кухни

News image

Соблюдение этих правил сделает ваше пребывание на кухне более комфортным, а процесс приготовления пищи - безопасным. Вы можете воспользоваться ими, ...

Планирование кухонного пространства

News image

Кухни - традиционно самое главное пространство в доме. У нас на кухне привыкли не только принимать пищу, но и болтать с подругами, воспитывать детей...

Кухня. Расположение предметов

News image

Хорошо спланированная и стилизованная кухня является предметом гордости хозяев, там приятно и легко как готовить, так и просто провести время с семь...

Маленькая кухня - несколько идей для ее усовершенствова

News image

Многие хозяйки маленьких кухонь жалуются на то, что применить какой-либо определенный стиль или дизайн очень сложно. Ведь в 6 (7,8) квадратных метра...

Дизайн коридора:

Прихожая в стиле минимализм

News image

– Минимализм – это, прежде всего, отсутствие функционально необоснованных вещей. В такой прихожей нет места диковинным украшениям, помпезной мебели,...

Что должно быть в прихожей?

News image

Сейчас очень модно стало покупать закрытые шкафы с вешалкой для плечиков. Все это конечно же хорошо: не будет постоянно попадаться на глаза одежда д...

Дизайн прихожей

News image

В прихожей мы не проводим столько времени, сколько в кухне или гостиной. Но от того, какими будут последние пять минут перед выходом на работу или п...

Маленькие хитрости

News image

Для прихожей по проекту не всегда предусмотрено просторное помещение, да и форма ее нередко бывает неудачной: либо она чересчур вытянутая, узкая и н...

Главная - Стили в дизайне - Рационализм
RocketTheme Joomla Templates

Декор квартир:

News image

Восточный гость

Каждый со мной согласится, что сейчас мода стоит на первом плане. Стало очень модно встречать дорогого бизнес партнера с бутылоч...

News image

Офисный Фэншуй

Если дать лаконичное определение фэншуй – то это наука об энергиях существующих в мире. Основополагающим методом является гармон...

News image

Место для сидения

Большую часть трудового дня многие из нас проводят сидя. Поэтому так важно выбрать кресло, которое не только поможет в работе, н...

Новые статьи:

Полезные советы для ванной комнаты

Вид ванны, ее отделка и аксессуары имеют не меньшее значение, чем, скажем, интерьер гостиной. И та и другая комнаты должны быть ...

В мире вещей: правила хорошего тона

Хотим мы того или нет, но вещи, которые мы носим, - самые многочисленные обитатели дома. Их много, и становится все больше. Они ...

Гостиная - центр квартиры

Если вы поинтересуетесь у дизайнера, где, на его взгляд, отражаются наиболее ярко художественные вкусы, особенности характера и ...

Освещение ванных комнат

Наш день начинается и заканчивается в ванной комнате. Хотя освещение зеркала имеет большое значение, зеркальные светильники долж...

Дизайн квартир:

News image

Оформляем кухню рационально и практично

Никто не станет спорить с тем, что современная кухня должна не только поражать взгляды гостей оригинальным дизайном, но и восхищ...

News image

Как воплотить английский стиль в интерьере?

Как в двух словах описать мебель в английском стиле? Строгость исполнения, плавные линии, строгие тона, минимум декоративных эле...

News image

Чем же лучше потолок покрасить?

Когда разговор заходит о ремонте, каждый владелец дома или квартиры начинает задаваться исключительно одним вопросом, а чем же соб...