Ионнийский стиль - один из двух архитектурных стилей, которыми мы обязаны грекам. Ионийцы - одно из трех, наряду с дорянами и ахейцами, племен, населявших Древнюю Грецию. По преданию, ионяне - арийское племя, пришедшее с Востока, из Индии или с Иранского нагорья. Они принесли с собой идеи общественного устройства, морали и тайные, сокровенные знания. Санскритское слово ioni означает пластичность, мягкость, изменчивость , динамику производительных сил природы; егип. lonah, греч. ionias - новаторы, творцы. В древнейших Элевсинских Мистериях ионическое, женственное, пластичное начало противопоставлялось активному, мужскому, фаллическому.
В XIII-XII вв. до н. э. под натиском пришедших с севера дорян племена ионийцев переселились на западное побережье Малой Азии и близлежащие острова Эгейского моря. В союз двенадцати ионийских городов, среди прочих, входили Милет, Приена, Самос, Хиос, Эфес. Расцвет ионийской культуры относится к VII-VI вв. до н. э. В VI в. до н. э. персидский царь Кир II Великий (558-529) завоевал ионийские города Малой Азии. Аристократическая и утонченная культура ионян сохранила своеобразие, но оказалась надолго связанной с Востоком. Персидские сатрапы (наместники), в свою очередь, поддерживали в подчиненных им городах аристократическую форму правления - тиранию, поощряя вместе с тем эллинские обычаи (это не помешало восстанию ионян против персов в 500 г. до н. э. и началу греко-персидских войн 500-449 гг. до н. а).
Ионийская культура тяготела к Востоку и в то же самое время - к Афинам в Аттике. На Ионийских островах зародилась лирика Анакреона (конец VI в. до н. э. ), но памятники искусства ионийского стиля возникали на землях Аттики. В сравнении с суровым дорийским стилем, центром которого была Спарта, в Лаконии, на юго-востоке Пелопоннеса, ионийский стиль характеризуется мягкостью, живописностью, эмоциональностью, утонченностью, обилием мелких декоративных деталей, полихромией. Ранняя архитектура ионян, как и у других племен, была деревянной, но оказалась связанной с персидской.
Если доряне на своих исконных землях имели дело с крупным строительным лесом, то в Малой Азии произрастали тонкоствольные породы. Это дало толчок к образованию двух архитектурных ордеров Древней Греции: дорического и ионического. Для ионийского стиля типичны высокие тонкие колонны с профилированной базой и своеобразной капителью, имеющей пояс иоников и завитки - волюты. Историк архитектуры О. Шуази утверждал, что блестящие создания ионийской культуры напоминают звучный и образный язык Гомера. Ионийский ордер и гомеровская поэзия родились на одной почве.
Поэзия в своем развитии опередила архитектуру, но та и другая отвечают одним и тем же стремлениям... ионийский ордер достигает своей канонической формы только в тот момент, когда зарождается дорийский . Прототипы ионийской капители с двумя симметричными завитками существовали задолго до появления ионического ордера - на хеттских и ассирийских рельефах, в скальных гробницах Линии. В этих прототипах, как и в сходных формах египетской архитектуры, - капитель - подбалка с загнутыми концами, а ряд дентикул (зубчиков) повторяет форму торцов плотно уложенных брусьев перекрытия (рис. 256).
Ближайшей аналогией изящной ионийской капители является эолийская, но эти капители имеют и существенные различия. Эолийская, возможно, происходит от расщепленного ствола дерева и напоминает восточный цветок. Она подходит для завершения столба, мачты. Ионийская, с такими же завитками, торносами, прообразами которых называют раковину улитки, рог, бутон, - более конструктивна, она демонстрирует типично эллинский способ мышления: рационалистическое переосмысление природных форм. В ионической капители, несмотря на ее легкость и изящество, ясно выражен контраст вертикального и горизонтального направлений ордера. Восточные элементы оказались здесь подчиненными западной тектонической идее. Один из самых ранних памятников архитектуры ионийского стиля - грандиозный храм Артемиды Эфесской (ок. 560 г. до н. э.). В храме Аполлона в Бассах (420-410 гг. до н. э. ) зодчий Иктин попытался применить трехгранную ионическую капитель: три волюты, расположенные под углом друг к другу. Но это решение осталось уникальным, пригодным только для внутренних колоннад.
Классическая ионийская капитель фронтальна, она имеет один главный фасад и выгодна для украшения плоскости. Постепенно ее форма становилась все более изысканной, упругой, а пропорции ордера утончались. Этот стиль демонстрируют внутренняя галерея Пропилеи, храм Ники Аптерос и Эрехфейон Афинского Акрополя (421-406 гг. до н. э. ) - Капитель северного портика Эрехфейона представляет собой лучший образец ионийского стиля. Убранство деталей капители отличается чисто азиатской роскошью. Ожерелье украшено пальметтами, эхин - иониками, валик, на который опирается абака, покрыт узором в виде плетения из лент, отчего его назначение подушки, уже указанное самым профилем, еще более бросается в глаза. При постройке памятника в мрамор были вделаны золоченые металлические розетки, образовывавшие глазки волют, а места скрещения в плетении на валике были отмечены цветной глазурью . Капитель Эрехфейона имеет еще одну замечательную пластическую особенность - линии, соединяющие волюты, освобожденные от нагрузки, мягко прогибаются, как бы провисая под собственной тяжестью.
Архитрав ионического ордера, разделенный на три ступени, более легкий и тонкий, чем в дорическом; он освобожден от чередующихся триглифов и метоп и несет непрерывную ленту фриза - зофор, украшенный росписью или рельефом (рис. 256). Здесь также добавляется цвет: белые фигуры рельефа с позолотой, как это было сделано в Эрехфейоне, эффектно выделяются на темно-фиолетовом мраморе. Ствол (фуст) ионической колонны тоньше, чем у дорической, без энтасиса, имеет каннелюры (24 или 48). Каннелюры ионийских колонн глубже, чем у дорийских, и они расположены так, что между ними остаются промежутки - дорожки, а вверху и внизу образуются полукружия. Это создает иной, в сравнении с острыми гранями дорических каннелюр, изысканный и строгий образ. Дорожки зрительно сохраняют цилиндрическую форму колонны, а закругления игрой светотени усиливают ее стройность.
Фронтон ионийских храмов треугольной формы, но менее крутой, чем у дорийских, и, как правило, не заполняется скульптурой. Углы декорируются акротериями. База колонн имеет два варианта: малоазийский (конической формы) и аттический (с валиками и выкружкой).
Ионический ордер превосходит дорический пластическими возможностями, он наряднее, изящнее, но эти качества достигаются ценой затруднений: ионическая капитель фронтальна, имеет один главный фасад. При помещении ее на угол здания красивые волюты будут видны только с одной стороны, а с другой - глухие балюстры. Поэтому греки для таких случаев придумали специальную угловую капитель, но она оказалась асимметричной, треугольной. Это затруднение было преодолено только в абсолютно симметричной капители коринфского ордера. Пропорции ионического ордера (несколько различающиеся в разных постройках) в целом соотносят с ионийским ладом античной музыки, основанным на интервале квинты (3:2), втором интервале после октавы (2:1), соответствующем строгому дорийскому ладу.
Ионийская скульптура также отлична от дорийской - мастеров аргосской и сикионской школ, она эмоциональна и живописна. Даже в архаических статуях намечается очаровательный прием выявления тела сквозь складки полупрозрачных туник в искрящемся и просвечивающем на солнце мраморе, который демонстрирует школа аттических скульпторов периода классики. Самое знаменитое произведение этого рода, прекрасно представляющее ионийский стиль в античной скульптуре, - рельеф Ника, развязывающая сандалию с парапета храма Ники Аптерос Афинского Акрополя. Ионийский вкус распространился и на архаических кор, найденных в Афинах на Акрополе, пестро расписанных, с причудливой орнаментацией, имитирующей в камне узоры восточных одежд.
Статуя Геры Самосской (ок. 560г. до н. э.) - одно из ранних произведений самосской школы, также относится к ионийскому стилю. Женские фигуры в качестве опор, заменяющих колонны, - кариатиды, имеющие восточное происхождение, - характерная черта ионийского искусства (сравн. канефоры). В дальнейшем, в развитии античного, эллинистического искусства и европейского Классицизма XVI-XIX вв. элементы дорического, ионического и коринфского стилей сочетались и взаимодействовали.
Однако ионийский лад, или, по определению Аристотеля, модус, всегда оставался воплощением мягкого, лирического, женственного начала, по-своему напоминающего нам о гармонии древней Эллады.
|