В обычные вечера полутемный ресторан Русский самовар на окраине театрального района в центральном Манхэттене - это унылое сочетание новых русских денег и упадочного эмигрантского шика.
Но недавно в банкетном зале на втором этаже вернулись к жизни тени 1920-30-х годов, которые были золотым веком российского авангарда. Внук архитектора-конструктивиста Моисея Гинзбурга болтал в углу с дочерью Алексея Душкина, который некогда проектировал для Сталина станции метро. В нескольких шагах от него дочь советского архитектора Николая Милютина потягивала клюквенную водку в компании Барри Бергдолла, который курирует архитектурное направление в Музее современного искусства.
Все они собрались на банкет в честь симпозиума в рамках выставки Потерянный авангард: Архитектура советского модерна, 1922-32 годов . В рамках выставки в Музее современного искусства демонстрируются новые фотография Ричарда Пейра, на которых видно, в каком печальном состоянии находятся многие архитектурные памятники, возведенные в ту яркую эпоху.
Однако суета в зале была в меньшей степени связана с российским архитектурным наследием, чем со знаменитым человеком, который должен был вот-вот появиться. Сергей Гордеев, 34-летний российский сенатор, помог профинансировать выставку в Музее современного искусства.
Два года назад Гордеев приобрел часть дома Мельникова (1927 года) в Москве, чем вызвал панику в небольшом, но тесном сообществе защитников культурного наследия. Этот цилиндрический дом, который соединяет в себе чистейший модерн с русским мистицизмом, считается вехой в советской архитектуре. Похоже, теперь ему предстоит стать музеем. Это во многом, если не полностью, заслуга Гордеева, который выступил в роли спасителя советской архитектуры.
Я уже потратил 4 млн долларов на дом Мельников, - говорит Гордеев. - Мне действительно хочется сохранить его должным образом, а у правительства нет на это денег. Мне нравится, как обстоит дело в Америке, где охрана памятников пользуется поддержкой частных институтов. Это хороший пример для России, где живет множество богатых людей .
В прошлом году Гордеев купил расположенный на окраине Москвы рабочий клуб фабрики Буревестник , еще одно прославленное произведение Мельникова. Гордеев основал фонд Русский авангард , который покровительствует архитектурным новациям, публикует книги по российской архитектуре, а также занимается защитой и восстановлением памятников советской эпохи.
Недавно он приобрел архивы архитекторов Ивана Леонидова и Алексея Щусева, которые планируется открыть для исследователей. Гордеев внес в российский парламент законопроект, по которому с архитектурных памятников города следует убрать рекламу. (Недавно проект был одобрен верхней палатой парламента и сейчас поступил в нижнюю.)
Гордеев занят в таком количестве проектов, что может показаться, что в его руках находится величайшее наследие модернизма XX века. И хотя защитники старины, прежде боявшиеся Гордеева, теперь превозносят его, в частном порядке они выражают определенную тревогу.
На вопрос о том, как он заинтересовался архитектурой, Гордеев ответил довольно туманно. Когда в начале 1990-х годов открылись границы на Запад, рассказывает Гордеев, он два года провел путешествуя по Европе, где, по собственным словам, влюбился в готические церкви.
Тогда я впервые открыл для себя архитектуру , - говорит он, но дальше эту тему не развивает.
На вопрос о своей семье он говорит, что вырос в Москве, его отец был инженером на оборонном предприятии, а мать - биохимиком.
Гордеев добавляет, что ему немного неудобно из-за всего внимания, которое привлекает его деятельность по охране памятников. По-настоящему охрана памятников в Москве началась, когда появились организации вроде МООАН (Московского общества охраны архитектурного наследия, которое было создано в 2004 году), в Москву стали приезжать защитники старины из-за границы, а такие люди как Душкина стали бить тревогу ,- рассказывает он, имея в виду дочь архитектора Душкина - Ирину. Они добровольцы, активисты, не получает никаких денег .
Гордеев настойчиво занимается спасением памятников. Уехав из Нью-Йорка, Гордеев побывал в Лондоне, где принимал конференцию историков архитектуры по превращению дома Мельникова в музей. А недавно он обратился к архитектору Франку Гири с предложением спроектировать здание для российского города Пермь.
Можно говорить, что, покровительствуя искусствам, Гордеев подражает американским бизнесменам. Магнаты в США давно уже стараются придать своим новоприобретенным богатствам благородный налет с помощью культуры. Однако у семьи Рокфеллеров, к примеру, ушло два поколения на то, чтобы превратить накопленные богатства в культурные ценности.
А Гордеев хочет превратиться из внезапно обогатившегося капиталиста в мецената-филантропа всего за десять лет. К тому же, беспорядочный характер строительства в России делает архитектурное наследие страны особенно уязвимым. И уже хотя бы по этой причине его поездка стоит внимания.
Почему американцы так боятся русских? - спрашивает он. - Потому что не знают об их намерениях .
В России происходят хорошие перемены, - продолжает он. - Я лишь часть этого процесса. Все мы хотим сохранить это наследие, хотим, чтобы оно было доступно всем. И чтобы добиться этого, мы должны быть частью мира .
|